ДАУНАМ.УЧИТЕ МАТЧАСТЬ. Тролль — сетевой провокатор, главный враг добропорядочного пользователя. Спамеры и порнографы покушаются на ваш кошелек. Тролль покушается на вас лично. Троллей побаиваются: «Не корми троллей!» Никто толком не знает, как эти тролли выглядят, поскольку выглядят они как угодно. Блогер, который оставил комментарий к посту, может быть просто блогером. А может оказаться глумежником. Разговорит, потом гыкнет: «Слив засчитан!» Сбросит маску и покажет реальную рожу — мерзкую, хохочущую.
Тролли более или менее вездесущи. Больше всего их в популярных сообществах, но могут забрести и в маленький дневничок или на форум, где сидят три молчуна. Задачи троллей прекрасно сформулировал мультипликационный пророк Mr. Freeman: «Жрать! Срать! Ржать!» То есть найти в интернете чей-нибудь обмен мнениями, вклиниться с парой резких или оскорбительных реплик, потом запастись попкорном и следить за разборкой. На форуме русофилов тролль вспомнит об Украине, в сообществе клуба «Спартак» — о «Зените», букинистам предложит собрать все книги да и сжечь. В 1990-х московские газеты писали об энергетических вампирах, которые-де бродили по улицам и втихую высасывали из прохожих эмоции. Тем же заняты тролли: если при чтении форума или блога вы ощутили приступ ярости и потребность кому-то что-либо доказать, скорее всего, вас включил в пищевую цепочку опытный тролль. Троллей различают по диаметру. Толстый тролль — заурядное быдло, идет на лобовое столкновение, наезжает, припечатывает, переходит на личности («Вы что, Россию не любите?», «Вы антисемит?»). Тонкий — работает, как разведчик Исаев, для него троллинг — ролевая игра. Проникает в уже сложившуюся тусовку (например, в комьюнити с закрытым членством), становится в ней своим парнем, вербует сторонников и только потом начинает срач. Нередко тусовка распадается. Справочники делят троллей на провокаторов и эгоцентриков, однодневок и флудеров, блого- и вики-троллей, героев-любовников (флиртует со всеми женщинами в группе) и гриферов (это когда налетает интернет-саранча и сообща начинает травлю). Отдельно пишут о платных политических троллях: провокаторы на службе власти — это, конечно, не новость.
Западный тролль относительно безобиден. В англоязычном интернете крепнут профессиональные организации типа Gay Niggers Association of America, проходят веселые турниры «Кто кого быстрее доведет»; там троллинг — отрасль развлечений, а цель троллей — посмеяться. Российский тролль куда злонравнее. Кроме остроумных и в целом симпатичных особей (кащениты, тролли с leprosorium.ru или lurkmore.ru) встречаются настоящие монстры — эти доводят жертв до инфаркта или суицида. Школьники Лиля Желева и Алексей Калистратов были затравлены за размещенные в сети фотографии, а петербуржец Леонид Василевский, который не умел отвечать на разводки («За оскорбления ответишь по закону! У меня есть связи! Встретимся в суде!» — обещал он каждому анонимусу) и, как результат, был дожат троллями до нервного срыва, застрелил родителей и находится в психиатрической клинике.
Беспощадные, ненасытные, зубастые тролли — единственное разумное оправдание инициативе Евгения Касперского по принудительному паспортному учету абонентов интернета. Если главное оружие сетевых м...ков — анонимность, это оружие у них надо, конечно, вырвать. Другое дело, что даже так искоренить троллей не получится. Не потому, что хитрые тролли, легко прикидывающиеся то идейными борцами, то блондинками, то сочувствующими, с той же легкостью обойдут контроль. Просто троллей как таковых давно нет. «Позавчера мне было скучно. Потратил два часа на доведение участников одного форума до бешенства. Довел, но, увы, пришлось ехать в город — раньше, чем забанили», — делится редактор федерального еженедельника. Ему 43 года, два высших, семья-дети — в хулиганстве не заподозришь. Троллинг стал нормой общения, и в каждом пользователе, как Чужой в астронавте, сегодня прячется маленький тролль. Есть он в рекламщиках и журналистах, тысячниках и простых френдах.
Тролль так просто не уходит. Конечно, он (она,оно) возрождаются под другими никами с разных IP адресов.